Банки Казахстана
Инвестиции и бизнес в КазахстанеПожалуй, самым значимым событием уходящего года в банковском секторе стало предложение правительства к четырем крупнейшим игрокам – «БТА Банку», «Казкоммерцбанку», Народному банку и «Альянс Банку» о вхождении государства в их капитал через фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» с 25%-ной долей голосующих акций.
Правительство сказало: «Надо...»
Соответствующее заявление премьер-министр Карим Масимов сделал 28 октября на заседании правительства: «Мы делаем предложение четырем системообразующим банкам: если у вас после формирования провизий возникнут проблемы, то государство в лице фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» может в вас «влить» капитал в размере до 25%». Предполагается, что дополнительная капитализация будет осуществлена посредством эмиссии этими банками простых и привилегированных акций на общую сумму до $5 млрд.
Как подчеркивается в пресс-релизе, распространенном после этого заявления пресс-службой премьера, «государство не планирует приобретать контрольный пакет в капитале какого-либо банка и оставаться долгосрочным участником данных банков». Оно рассчитывает выйти из их капитала в среднесрочной перспективе в зависимости от ситуации на мировых финансовых рынках. При этом на момент выхода принадлежащие государству акции будут реализованы в соответствии с рыночными принципами.
В свою очередь, глава Национального банка Анвар Сайденов после совещания в правительстве рассказал журналистам, что эта мера предпринимается исходя из ситуации, прежде всего на мировом финансовом рынке. Поэтому правительство страны, Нацбанк и АФН считают, что необходимо создать «дополнительный, свежий капитал у банков за счет живых денег».
«Если акционеры смогут сформировать дополнительный капитал сами – они это сделают. Если они посчитают возможным обратиться к помощи государства, то государство может предоставить этот капитал, приобретя пакет голосующих акций банков, но не более 25%», – добавил он.
Однако на последней, ноябрьской пресс-конференции г-н Сайденов высказался уже прямо и недвусмысленно: «Акционеры, которые обладают правом контроля в банках, должны обеспечить в случае дополнительной эмиссии 25% в руках «Самрук-Казыны».
Банкиры ответили: «Да. Но...»
На предложение правительства банки отреагировали оперативно. Первым высказал свою позицию Народный банк устами своего председателя правления Григория Марченко, который заявил, что принятие банком данного предложения продиктовано не нуждой в новом капитале, а возможностью получить дополнительный источник фондирования. Согласие «Казкоммерцбанка» его председатель правления Нина Жусупова объяснила желанием банка участвовать в правительственной программе по поддержке экономики. «Альянс» и «БТА» также приняли предложение кабмина.
Между тем суммы «вливаемых» средств у каждого банка свои. «Казком» за присутствие в его капитале фонда «Самрук-Казына» намерен получить $300 млн, Народный и «Альянс» – по $500 млн, а «БТА» – $2,3 млрд. В пресс-релизе последнего, необходимость именно в этой сумме объясняется тем, что это «тот объем средств, который «БТА Банк» сможет принять и эффективно использовать». Более того, за счет господдержки в банке «планируется произвести постепенное замещение ресурсов, привлеченных за рубежом, попутно наращивая общие объемы кредитования казахстанской экономики и населения даже в том случае, если внешние рынки заимствования так и останутся закрытыми».
Однако, по словам заместителя директора группы «Финансовые институты» парижского офиса агентства Standard & Poor's Екатерины Трофимовой, по поводу правительственного демарша в банковском сообществе царят смешанные чувства.
«Предложение правительства о вхождении в капитал четырех крупнейших банков для многих менеджеров и акционеров банков стало сюрпризом. Реакции банкиров на госмеру по вхождению в капитал полярны – от всеобщего одобрения до сомнения и полного несогласия. Это абсолютно объяснимо – ситуации в банках разные и с точки зрения резервирования, и с точки зрения капитала. Менеджеры и акционеры банков имеют различные представления о необходимом уровне капитала и резервов. Абсолютно объективных оценок относительно адекватных ориентиров не существует. Все они базируются на множестве допущений и прогнозов, которые всегда субъективны. Однако общая оценка ситуации одна: стабильность важна как банкирам, так правительству. И если есть споры об объеме инвестиций, конкретных формах и механизмах, то в том, что стабильность должна быть обеспечена, банковское сообщество единогласно».
Насколько далеко готовы пойти банкиры ради обеспечения такой стабильности, красноречиво свидетельствуют высказывания г-на Марченко. Так в интервью казахстанскому деловому еженедельнику «Республика» от 14 ноября он заявил буквально следующее: «Если правительство будет теоретически увеличивать долю в капитале нашего банка, то пусть оно само им управляет. Здесь нужно быть последовательными в своих действиях и соблюдать все достигнутые договоренности. Пока этот вопрос не стоит, и из тех обсуждений, которые были с правительством, мы таких желаний с его стороны не наблюдаем, во всяком случае, по отношению к нашему банку. Но больше 25% акций – это уже блокпакет со всеми вытекающими последствиями. Я всегда был противником участия государства в капитале коммерческих банков».
Риски остаются
Приветствуя решение правительства «об усилении поддержки реального сектора экономики в целом и банковского сектора в частности», Standard & Poor's все же считает, что «эффективность госмер по стабилизации ситуации в банковском секторе зависит от их детализации и реализации на практике».
Как заявила Екатерина Трофимова, данное решение правительства было позитивно оценено инвесторами и вселило оптимизм, что отразилось в росте котировок акций казахстанских банков и снижению доходности по CDS. Вместе с тем «безусловно, пока это не устойчивая тенденция. Все в ожидании конкретных деталей реализации этого плана».
При этом Standard & Poor's не рассматривает вхождение государства в капитал банков как частичную национализацию, а видит в этом «обоснованные и важные превентивные шаги по поддержанию стабильности в банковском секторе и в реальной экономике».
«В условиях углубляющегося мирового финансового кризиса именно государство и государственные фонды фактически являются важным инвестором для банков и компаний, – считает г-жа Трофимова. – И решение казахстанского правительства логично вписывается в общую тенденцию как развивающихся, так и наиболее развитых стран мира. Государство четко определило, что мера по вхождению в банковский капитал является временной, и четко заявило о том, что выйдет из капитала банков после нормализации ситуации».
При этом аналитик отмечает, что объявленные меры правительства снижают вероятность понижения рейтингов банков, хотя и не исключают ее полностью: «Сейчас мы изучаем детали этого плана с точки зрения их влияния на банки и в ближайшее время сможем объявить об их влиянии на конкретные рейтинги».
Что касается возможности проведения рефинансирования казахстанскими банками, то Standard & Poor's оценивает их высоко, хотя и прогнозирует отток капитала. «Мы оцениваем объем внешних выплат банками на уровне $12 млрд. Однако ожидаем, что объем чистого оттока будет более значительным, чем в предыдущие 12 месяцев. Но мы не считаем, что он составит 100% этой суммы. По нашим оценкам, минимум 30% иностранных обязательств банки смогут рефинансировать, особенно те, которые связаны с операциями по торговому финансированию».
Исходя из этого, ситуация с ликвидностью в казахстанской банковской системе «абсолютно адекватна», поскольку объемы высоколиквидных активов с большим запасом перекрывают объем погашений по иностранным обязательствам.
В связи с этим Standard & Poor's прогнозирует, что банки справятся с внешними выплатами, хотя и не без дополнительного напряжения для их ликвидных активов. Однако основополагающим фактором для поддержания ситуации с ликвидностью на приемлемом уровне будет динамика вкладов в банках.
«Сейчас многие банковские институты в развитых и развивающихся странах страдают не столько от риска рефинансирования, сколько от оттоков вкладов клиентов. Это на текущий момент ярко выражено в России. Но в Казахстане, несмотря на кратковременные колебания, клиентские вклады показали позитивную динамику. И при условии ее поддержания в ближайшие месяцы не должно возникнуть угрозы для погашения внешних обязательств банков, особенно с учетом программы поддержки банковского сектора».
Вместе с тем риски для казахстанских банков остаются. Основными из них являются риск ликвидности и риск качества активов. Если в отношении ликвидности банки и регуляторы проводили эффективную работу и в целом положение является вполне приемлемым, то проблемная задолженность продолжает расти. Тем не менее, по мнению Екатерины Трофимовой, это не должно привести к дестабилизации ситуации в секторе.
«Есть примеры, когда банки функционируют со значительным объемом проблемной задолженности десятилетиями при условии правильной работы с ликвидностью и поддержании ее запасов. Низкое качество активов не должно структурно привести к перекосам и снизить способность банков рассчитываться по своим обязательствам. Мы надеемся, что после позитивного перелома на мировых финансовых рынках проблемная задолженность будет сокращаться, но маловероятно, что это произойдет в 2009 году».
По оценкам Standard & Poor's, если на середину текущего года кредиты по стрессам находились на уровне 15–20%, то сейчас они приближаются к 20% и не исключен их дальнейший рост, хотя и значительно меньшими темпами. Во многом это будет зависеть от макроэкономической ситуации, от стабильности валютного курса, от общего доверия в экономике и банковской системе, а также от влияния мер поддержки, предпринимаемых правительством.
Личные финансы и инструменты инвестора